Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:
- Делают педагогический процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Значительно расширяют возможности предъявления информации.
- Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления различных мероприятий.
- Делают процесс обучения и воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Повышают качество педагогического труда.
- Способствуют эффективности образовательных и воспитательных мероприятий.
Сертификация пользователя информационно-коммуникационных технологий.
Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий ведет к повышению требований к уровню пользовательской компьютерной компетентности работников системы образования. Сертификация педагогических кадров предназначена для оценки уровня данной компетенции с учетом особенностей профессиональной педагогической деятельности руководящих работников и специалистов системы образования Республики Беларусь.
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
Эффективным средством творческого развития воспитанников является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и электронных средств обучения (далее – ЭСО), входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования ИКТ и ЭСО способствует формированию у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в современном информационном обществе. Стратегия ее реализации состоит в осуществлении различных взаимодействий детей с окружающим миром в условиях образовательной мультимедиа среды, призванной обеспечить формирование у них психических новообразований, личностный рост и развитие интеллектуально-творческого потенциала.
При организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с использованием ИКТ и ЭСО должны соблюдаться следующие требования:
- с учетом психофизиологических и психологических особенностей становления и развития личности ребенка, опоры на зону его ближайшего развития, наличия фактора сохранения и укрепления детского здоровья занятия, игры проводятся с воспитанниками, начиная со старшей группы (от 5 до 7 лет);
- кратность проведения занятий, игр – не более 2 раз в неделю;
- одновременное использование одной персональной электронновычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более детей не допускается;
- продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, составляет не более 10 минут;
- портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и видеодисплейный терминал (ВДТ) (планшеты, электронные книги и другое) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;
- использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;
- занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность.
Данные требования распространяются и на иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭСО может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам, которое рационально организовать в условиях компьютерной аудитории. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяются педагогом самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей. В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, обогащения познавательного и жизненного опыта на основе организации виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.
С целью качественной реализации учебной программы дошкольного образования Министерство образования рекомендует применять методики и технологии, в том числе ИКТ, содержание которых:
- соответствует специфике развития личности в дошкольном детстве, предполагает организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видах деятельности – игровой, речевой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.;
- создает условия для творческой активности воспитанника как полноправного участника образовательного процесса, определяет ориентиры профессиональной деятельности педагога и поведения родителей (законных представителей) в общении;
- обеспечивает условия выбора для ребенка развивающих игровых заданий в соответствии с его интересами, потребностями и склонностями, образовательных технологий для педагогических работников, родителей (законных представителей), возможность их варьирования при осуществлении индивидуального подхода к воспитанникам;
- обеспечивает преемственность дошкольного и первой ступени общего среднего образования, которое осуществляется за счет отбора содержания, адекватного основным направлениям развития воспитанников, а также нацеленности педагогических методик и технологий на развитие их познавательной активности, творческих способностей, личностных качеств;
- является доступными как для педагогов учреждений дошкольного образования, так и родителей (законных представителей) воспитанников, тем самым способствует созданию единых «стартовых условий» при поступлении в школу детей, посещающих дошкольные учреждения, и детей, воспитывающихся дома.
Необходимо использовать учебные издания, утвержденные либо допущенные к применению в образовательном процессе в качестве определенного вида издания Министерством образования Республики Беларусь, так как в них представлены методики, соответствующие вышеуказанным требованиям.
Рекомендации подготовлены методистом ГУО «ГрОИРО» С.А. Абрамчик
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТЫ-ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА КОИ ЭОР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ