«Задачами в психодиагностике является не отбор детей,
а контроль над ходом психического развития
с целью коррекции обнаруживаемых отклонений»
Д.Б.Эльконин
Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Основанием для её проведения является план работы учреждения дошкольного образования, соответствующее законодательству Республики Беларусь распоряжение руководителя учреждения дошкольного образования, запросы родителей, государственных органов. Психологическая диагностика по запросу воспитателей, других специалистов проводится только по согласованию с заведующим учреждением дошкольного образования или заместителем заведующего по основной деятельности. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.
Психодиагностические мероприятия с детьми осуществляются в соответствии с решением следующих задач: изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников; выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания; изучение степени эмоционального благополучия детей в группах учреждения дошкольного образования. Методы: наблюдение, диагностические методики.
Методы исследования личности ребёнка дошкольного возраста.
- 1. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка.
Предназначена для детей 4-7 лет.
- Проективная методика. Тест «Нарисуй человека» К. Маховер.
Цель: определение индивидуальных особенностей личности.
Предназначен для детей с 5 лет.
- Методика «Часики»
Цель: Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.
Предназначена для детей с 2,5-4,5 лет — вариант А, для старших — вариант Б.
- Методика «Кактус» М. Панфилова
Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность и т. п..
Предназначена для работы с детьми старше 3х лет.
- Тест «Страхи в домиках» А.Л. Захаров
Цель: диагностика страхов у детей.
Предназначена для детей с 3х лет.
- Тест Розенцвейга.
Цель: исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Предназначен для детей с 4 лет (детский вариант)
- Тест «Сказка»
Цель: Определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка.
Предназначен для детей с 3-4 лет
- Методика «Паравозик»
Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Предназначена индивидуально с детьми с 2,5 лет.
- Проективная методика «Несуществующее животное». (М.3. Друкаревич)
Цель: исследования личности, помогает понять основные проблемы личности, его отношения к миру, понимание мира, окружающего его.
Предназначена для детей с 4-5 лет
- Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука.
Цель: исследования личности.
Предназначен для обследования как взрослых, так и детей с 4 лет, возможно групповое обследование.
- Детский апперцептивный тест (САТ) Л.Беллак.
Цель: комплексное изучение личности.
Предназначена для детей с 3 до 10 лет.
- Изучение самооценки дошкольника:
12 А «Самооценка дошкольника». Т.В. Драгуновой
Цель: Изучение особенностей самооценки дошкольников.
Предназначена для: дети 5-7 лет.
12 Б Методика «Лесенка».
Цель: изучение особенностей самооценки дошкольников.
Предназначена для детей с 3 лет.
12 В. Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З.Василяускайте
Цель: выявить уровень самооценки
Предназначена для детей 4-5 лет
Методы исследования межличностных отношений дошкольника
- Методика Рене Жиля
Цель методики: исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.
Предназначена для детей 6-10 лет
- Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)
Цель: выявление эмоционального отношения ребенка к членам семьи.
Предназначена для детей с 3 лет
- Методика «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров, С.В. Велиева
Цель: выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.
Предназначена для детей с 3 лет
- Методика «Кинотеатр» С.В. Велиева
Цель: Изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей.
Предназначена для детей с 4 лет, в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также используется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.
- 5. Методика «ПОЧТА» Антони Е. и Бине Е. модифицированный.
Цель: направлена на выявление уверенности — неуверенности ребенка в родительской любви.
Предназначена для детей с 4-5 лет.
- Тест руки Вагнера (Hand Test)
Шкалы: агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание
Цель: диагностика агрессивности.
Предназначена как взрослых, так и детей с 5 лет.
- Шкала тактики поведения в конфликтах М.Штраус и С.Штайнметц
Цель: изучения конфликтов между членами семьи
Предназначена для детей 5-6 лет
- Проективная методика «РИСУНОК СЕМЬИ»
Цель: оценки внутрисемейных отношений
Предназначена для детей с 5 лет и для взрослых
8 А. Методика «Рисунок семьи» (В.В.Столин)
8 Б. ТЕСТ «Рисунок семьи» (Н.И. Шевандрин)
8 В. ТЕСТ "Рисунок семьи" (Л.Кормана и Р.Бернса)
- Варианты социометрии для дошкольников
Цель: определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Предназначена для детей 4 -7 лет и младших школьников
9 А. Капитан корабля Е.О.Смирнова
9 Б. Два домика Е.О. Смирнова
9 В. Метод вербальных выборов Е.О.Смирнова
9 Г. Социометрический опросник (для детей старше 5 лет) М.А.Панфилова
Методы исследования развития психических процессов
у детей дошкольного возраста
Вторая младшая группа (3-4 года)
1.1. Возрастные особенности детей: анатомо-физиологические, развитие личности, развитие психических процессов.
1.2. Диагностика:
- Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие), автор - С.Забрамная;
- Субтест 2. «Матрёшка 3-составная» (мышление), автор - С.Забрамная;
- Субтест 3. «Разрезные картинки 2-3 составные» (мышление, восприятие), автор - С. Забрамная;
- Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие), автор – Е.А.Стребелева;
- Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлённость), автор – Е.А.Стребелева;
- Субтест 6. «Угадай чего не стало?» (память).
Средняя группа (4-5 лет)
2.1. Возрастные особенности детей: анатомо-физиологические, развитие личности, развитие психических процессов.
2.2. Диагностика:
- Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие), автор - С.Забрамная;
- Субтест 2. «Покажи и назови» (общая осведомлённость);
- Субтест 3. «Матрёшка 4- составная» (восприятие, моторика), автор - С.Забрамная;
- Субтест 4. «Разрезные картинки 4-составные» (восприятие), автор - С.Забрамная;
- Субтест 5. «8 предметов» (память), автор - А.Р.Лурия или Т.Д.Мартинковская;
- Субтест 6. «Лабиринты» (внимание), автор – Л.А. Венгер;
- Субтест 7. «Найди такую же картинку» (внимание);
- Субтест 8. «Найди домик для картинки» (мышление);
- Субтест 9. «На что это похоже?» (воображение), автор – Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Старшая группа (5-6 лет)
3.1. Возрастные особенности детей: анатомо-физиологические, развитие личности, развитие психических процессов.
3.2. Диагностика:
- Субтест 1. «Лесенка» (личностная сфера - самооценка), автор – В.Г.Щур;
- Субтест 2. «Нелепицы» (общая осведомлённость), автор – Р.С.Немов или М.Битянова;
- Субтест 3. «Времена года» (общая осведомлённость), автор – Р.С.Немов;
- Субтест 4. «Найди такую же» (внимание);
- Субтест 5. «10 предметов» (память) А.Р.Лурия или Т.Д.Мартинковская;
- Субтест 6. «Найди семью»» (мышление);
- Субтест 7. «Рыбка» (мышление), автор – В.В.Холмовская;
- Субтест 8. «Рисунок человека» (тонкая моторика руки, общее представление об интеллекте), автор – К.Маховер;
- Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление), автор – Д.Векслер;
- Субтест 10. «Разрезные картинки – 4 части» (восприятие), автор - С.Забрамная;
- Субтест 11. « На что это похоже?» (воображение), автор – Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко.
Старшая группа (6-7 лет)
4.1. Возрастные особенности детей: анатомо-физиологические, развитие личности, развитие психических процессов, основные компоненты готовности к школе.
4.2. Диагностика:
- Субтест 1. «Лесенка» (личностная готовность - самооценка), автор – В.Г.Щур;
- Субтест 2. «Вырежи круг» (мелкая моторика рук), автор – Н.О.Озерецкий;
Интеллектуальная готовность:
- Субтест 3. «Домик» (внимание), Н.И.Гудкина;
- Субтест 4. «10 слов» (память), автор – А.Р.Лурия;
- Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление);
- Субтест 6. «4-ый лишний»» (мышление), автор – Н.Л. Белопольская;
- Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь), автор – Д.Векслер;
- Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышления);
- Субтест 9. «Рисунок человека» (тонкая моторика руки, общее представление об интеллекте), автор – К.Маховер;
- Субтест 10. «Разрезные картинки – 6 части» (восприятие), автор – С.Забрамная;
- Субтест 11. « На что это похоже?» (воображение), автор – Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко;
Развитие произвольности:
- Субтест 12. «Запрещённые слова» (сформированность «внутренней позиции школьника), автор – Д.Б.Эльконин;
- Субтест 13. «Графический диктант» (умение следовать инструкции), модификация Д.Эльконина.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
Первый этап (сентябрь-октябрь)
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
1.Вопросник (отношение е школе) Н.П.Кушнир
2.«Тест в картинках»
ПАМЯТЬ
3.Методика «Заучивание десяти слов» (А.Р.Лурия)
ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- Методика «Эталоны» (Л.А.Венгер)
5.Тест «Самое непохожее» (Л.А. Венгер)
6.Методика «Выбери фигуру» (тест Р. Амптхауэра, модификация Н. Я. Кушнир).
МЫШЛЕНИЕ
7.Методика «Исключение четвертого» (картинки)
8.Методика «Назови одним словом» (Н.Я.Кушнир)
9.Последовательные картинки теста Д. Векслера «Пожар»
САМОРЕГУДЯЦИЯ.
- Методика"Да и нет" (Н.И. Гуткина)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Езда по дорожке.
Второй этап (апрель-май)
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
1.Беседа об отношении к школе и учению. Н.П.Кушнир.
2.Тест «Персонификация мотивов»
ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3.Методика «Нарисуй самого себя» (групповой)
4.Тест «Кубики» (Р. Амптхауэра).
ПАМЯТЬ
- Методика «Заучивание десяти слов» (А.Р.Лурия)
МЫШЛЕНИЕ
- Классификация. (Н.Я.Кушнир)
7.Методика «Третий подходящий» (Н.Я.Кушнир)
- Последовательные картинки теста Д. ВекслерА « Пикник».
9.Тест «Правая — левая рука»
САМОРЕГУЛЯШИЯ
- Методика Пьерона—Рузера (групповой)
ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
11.Тест Бендер (групповой)
Кроме того, осуществляемые педагогом-психологом психодиагностические мероприятия могут быть одной из составляющих мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе.
На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа может осуществляться педагогом-психологом со следующими категориями (подгруппами) детей:
дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, дети с повышенной двигательной активностью и др.);
способные, потенциально одаренные дети;
иные категории дети.
Психодиагностические мероприятия с педагогами
Психолого-педагогическая диагностика специалистов учреждения дошкольного образования проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.
Задачи психодиагностических мероприятий:
выявление психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, преобладающего эмоционального состояния, изучение профессионально-значимых качеств (с целью формирования пары, прогнозирования особенностей взаимодействия с группой, при вступлении в должность новых сотрудников);
определение стиля педагогического взаимодействия с детьми;
изучение социально-психологического климата коллектива и др.
Методы: анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, диагностические методики и др.
Психодиагностические мероприятия с родителями.
Задачи психодиагностических мероприятий:
изучение личностных особенностей ребёнка, особенностей взаимодействия детей со сверстниками и социальной ситуации развития;
изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки;
выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Методы: анкетирование, беседа, опрос, посещение семей на дому и др.
- Опросник детско-родительских отношений. Авторы - А.Я.Варга, В.В.Столин;
- Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Авторы – Э.Г.Эйдимиллер, В.В. стицкис;
- Опросник эмоциональных отношений в семье. Автор – Е. И. Захарова;
- Проективный тест «Семейная социограмма». Авторы – Э.Г.Эйдимиллер., В.В.Юстикис;
- Тест-опросник изучения родительских установок (PARI). Автор – Е.Шиффер и Р.Белл, адаптация на русский язык Т.В.Нещерет.
Результаты диагностических мероприятий должны быть обсуждены с заинтересованными лицами (администрация, специалисты дошкольного учреждения, родители (законные представители) воспитанников) для выбора, определения конкретных мер осуществления качественного взаимодействия с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями.