Советы учителя-дефектолога

Графики работы учителей-дефектологов

ГРАФИКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Степанюк Мария Юрьевна, учитель-дефектолог специальной группы детей с интеллектуальной недостаточностью №1, работает ежедневно (понедельник-пятница) с 7.30 до 13.00. Проводит консультации для родителей в первый понедельник месяца с 16.30 до 17.00; для педагогических работников в первый вторник месяца с 12.30 до 13.00.

Якимович Мария Сергеевна, учитель-дефектолог специальной группы детей с ТНР № 6, работает ежедневно (понедельник-пятница) с 8.00 до 12.00. Проводит консультации для родителей во вторую среду месяца с 7.30 до 8.00; для педагогических работников в третий четверг месяца с 13.00 до 13.30.

Пац Наталья Васильевна, учитель-дефектолог специальной группы детей с ТНР №10, работает ежедневно (понедельник-пятница) с 7.30 до 12.50. Проводит консультации для родителей в первый вторник месяца с 12.30 до 13.00; для педагогических работников в первый четверг месяца с 12.30 до 13.00.

Козел Екатерина Александровна, учитель-дефектолог специальной группы детей с интеллектуальной недостаточностью №2, работает ежедневно (понедельник-пятница) с 8.00 до 12.00. Проводит консультации для родителей в первый понедельник месяца с 07.30 до 08.00; для педагогических работников в первый вторник месяца с 12.00 до 12.30.

свернуть

«ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

(рекомендации для родителей)

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Перед началом обучения в школе, родителям следует обратить внимание на следующее:

Состояние звукопроизношения: ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки родного языка.

Состояние фонематических процессов: ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Состояние грамматического строя речи: следует обратить внимание на уровень сформированности словообразования (дождь - дождик), словоизменения (стул - стулья), согласования (желтый мяч).

Состояние слоговой структуры слова: шестилетний ребенок должен правильно произносить сложные  слова типа - велосипедист, экскурсовод и т.п.

Состояние связной речи: ребенок должен уметь составлять рассказ-описание, рассказы по картине. Составлять рассказы по предложенной теме, используя при этом план, заданный педагогом или самостоятельно составленный. Пересказывать знакомые рассказы и сказки, отвечать полными предложениями на вопросы по содержанию произведений.

Как родители могут помочь

своему ребенку?

  1. Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
  2. Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
  3. Дома чаще играйте с детьми в «ДОЧКИ-МАТЕРИ», «МАГАЗИН», «БОЛЬНИЦА», «СТРОЙКА» и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
  4. Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.    

    Самое главное!!!

    Вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем.

  5. УСПЕХОВ ВАМ!

свернуть

Консультация для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью «От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук, это умение ребенка «пользоваться» этими движениями.  Это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития. Развитие мелкой моторики рук очень важно для ребенка, так как ему точные координированные движения необходимы, чтобы раскрашивать, одеваться, играть, а также выполнять различные бытовые действия. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы на бытовом уровне. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой тесным образом. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В последние несколько лет педагогами отмечается падение уровня речевого развития детей. А все потому, что дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно и не требуют дополнительных усилий.

Что же могут делать родители, чтобы развивать мелкою моторику руки у своего ребенка дома?

Ответ достаточно прост: полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, хвалить ребенка и поддерживать.

Перед игрой следует обсудить ее содержание, рассказать о правилах использования предметов и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

Игры нужно проводить регулярно, систематически. 

 

Вот некоторые игры, которые можно проводить с ребенком дома.

Если вы на кухне:

Смешать фасоль и горох и попросить разобрать крупы по разным контейнерам.

Переливать жидкости из одной емкости в другую, как вариант – переносить ложкой их одной тарелки в другую.

Замешивать тесто.

Перемешивать салат.

Игры с крупой, камнями. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Подойдет любая крупа: гречка, фасоль, горох. Так же понадобятся различные емкости, сито, ложки.  Варианты игр:

Прячем ручки. В большую миску высыпьте любую крупу, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Это вызывает очень приятные ощущения. Можно переспать крупу из ладошки в ладошку, зарывать руки, просеивать крупу сквозь пальцы. Спрятать можно не только ручки, но и мелкие игрушки. Можно также сделать несколько мисок с разными крупами и в каждой спрятать что-то свое.

Также можно крупу пересыпать при помощи стакана, ложки из одной емкости в другую.

В отдельную игру можно вынести рисование на манке. Манка по текстуре очень похожа на песок. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить.  Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.

Сортировать разные по цвету предметы (пуговицы, бусинки).

Помогать сматывать нитки в клубок.

Помочь отвинтить крышку у бутыли или у тюбика зубной пасты.

Полезно рвать и мять бумагу, скатывать ее в комочки разного размера.

Опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки или можно сделать отверстие в картонной коробке.

Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами.

На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.

Выкладывать из счётных палочек или спичек картинки: дом, лодку, флажок, рыбку и т.д.

Интересны детям и выкладывание камешков по заданным линиям (от простых геометрических форм до более сложных силуэтов животных и предметов).

Своими руками можно сделать игры – шнуровки, заламинировав фигуры или наклеив на картон, придав тем самым прочность.

 

 Творите, фантазируйте, и пусть игра будет в удовольствие!

свернуть

Игры с пальчиками на кухне

Игры с пальчиками на кухне

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство,  мама  может  обнаружить  много  предметов,  способных занять ребенка  больше  чем  на  пару  минут.  Ребенок  не  только  поиграет,  но  и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю  маме». Поставьте  перед  ребенком  блюдце,  на  котором перемешаны  горох,  рис  и  гречка,  и  попросите  ребенка  помочь  вам  их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь»Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка –можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару  упаковок  губок  для  мытья  посуды  (они  бывают  разных  цветов  и размеров) –и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни  и  дома  с  помощью  оригинального,  легкого  и  экономичного конструктора.

«Умелые  ножницы»Дайте  малышу  в  руки  ножницы  небольшого размера –и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).

«Закладка». Помните,  как  в  детстве  мы  с  вами  делали  из  фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку –и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько  спичек  в  коробке?»Если  в  спичечном  коробке  осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для языка

Малыши прекрасно знают, что для того, чтобы стать сильными и ловкими, они должны каждое утро делать зарядку. Тренируя наше тело, мы учим его быть «послушным»: быстро бегать, высоко прыгать, ловить мяч и ставать на мостик.
Точно так же, мы можем научить и наш язычок правильно произносить слова, если будем каждый день его тренировать.

Зарядка для язычка или, как говорят логопеды, артикуляционная гимнастика, является обязательным условием для правильного развития речевого аппарата и чёткой постановки произношения отдельных звуков.

Ребёнок, который неправильно выговаривает отдельные звуки, с возрастом начинает отмечать, что его произношение отличается от произношения сверстников, начинает из-за этого страдать, что серьёзно отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой уже через небольшой промежуток времени дадут желаемый результат. А если начать выполнять упражнения для язычка ещё до появления проблем, то их и вовсе можно избежать.

При помощи артикуляционной гимнастики малыши двух-четырёх лет быстро научатся правильно произносить даже самые сложные звуки, а дети пяти-шести лет – исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Очень важно, чтобы ребёнок во время артикуляционной гимнастики мог контролировать движения своего язычка. Для этого необходимо проводить занятия напротив зеркала. Зрительное восприятие положения языка позволит быстрее освоить все упражнения, почувствовать то, что видят глаза.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики могут вызвать сложности и у взрослого. Но уже через несколько занятий даже малыш сможет их освоить.

Заниматься артикуляционной гимнастикой следует каждый день 5-7 минут.

Упражнение 1. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее.

Упражнение 2. «Чистим зубки». Ребёнок открывает рот, улыбается, стараясь показать все зубки. С внутренней стороны кончиком языка проводим поочередно по каждому зубу нижней челюсти и каждому зубу верхней челюсти.

Упражнение 3. «Месим тесто». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке. Язык следует вытянуть вперёд, чтобы он разместился между губами. «Месим» язык губами – интенсивно произносим «пя-пя-пя», язык между губами. «Месим» язык зубами – аккуратно покусываем зубами кончик языка.

Упражнение 4. «Чашечка». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке и широко открыть рот. Язык следует высунуть вперёд и немного приподнять вверх его кончик, тем самым, придав ему форму чашки.

Упражнение 5. «Дудочка». Зубы и губы следует плотно сомкнуть. Потом, не разжимая зубы, надо постараться вытянуть губы в трубочку.

Упражнение 6. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов.

Упражнение 7. «Маляр». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот.  Представляем, что язык – это кисть маляра. Кончиком кисти (языка) раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 8. «За грибами». Сначала едем в лес на лошадке – языком прицокиваем в такт движению. Изображаем гриб, для этого кончиком языка прикасаемся к верхнему нёбу в центре, формируя ножку гриба, а верхнее нёбо будет его шляпкой.

Упражнение 9. «Кошечка потягивается». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Упереться кончиком языка в зубы нижней челюсти - "кошечка спит". Продолжая упираться кончиком языка в зубы, приподнять среднюю часть языка вверх – «кошечка потягивается».

Упражнение 10. «Ловим мышку». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Высовываем язык и произносим «а-а-а» - мышка выглянула из норки, потом осторожно прикусываем кончик языка – мышку схватили за хвостик.

Упражнение 11. «Лошадка». Приоткрыть рот и вытянуть губы в трубочку. В таком положении воспроизвести звук, который издаёт лошадка во время движения  (поцокать).

Упражнение 12. «Пароход». Растянуть губы  в улыбке, приоткрыть рот. На выдохе произнести с напряжением долгое «Ы-ы-ы».

Упражнение 13. «Слоны на водопое». Изобразить хобот слона при помощи вытянутых в трубочку губ. Через трубочку «втягивать воду», причмокивая.

Упражнение 14. «Индюк». Быстро постучать языком по верхней губе, воспроизводя звук «ба-ба-ба».

Упражнение 15. «Где орешек?» Плотно сомкнуть губы. Упираться кончиком языка по очереди то в одну, то в другую щёку, немного выпирая её, формируя «орешки».

Упражнение 16. «Качели». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончик языка спрятать за верхние зубы - качели полетели вверх, кончик языка спрятать за нижние зубы – качели полетели вниз.

Упражнение 17. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «ти-так».

Упражнение 18. «Блинчик». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поместить на нижнюю губу широкий язык.

Упражнение 19. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Облизать широким языком верхнюю губу.

Упражнение 20. «Воздушный шарик». Сомкнуть губы, надуть щёки – «шарик надули». Сдуть щёки – «шарик лопнул».

Упражнение 21. «Гармошка». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поднять язык к нёбу. Не меняя положение языка, смыкать и размыкать губы, при этом зубы не смыкаются.

Упражнение 22. «Барабанная дробь». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, воспроизводя "дэ-дэ-дэ".

Упражнение 23. «Парашют». Небольшой кусочек ватки положить на нос. Язык вытянуть вперёд и расплющить, прижать к верхней губе и слегка подуть, чтобы сдуть ватку с носа.

Упражнение 24. «Гол». Широкий язык разместить между губами. Из такого положения постараться «задуть» мяч в ворота, при этом щёки не следует надувать.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела