Зеленые школы
«Зеленая школа» в Республике Беларусь – это учреждение образования, «пропитанное» особой атмосферой небезразличного отношения к окружающей среде. Обучающиеся, педагоги, родители в повседневной жизни придерживаются правил экономного расходования природных ресурсов (они на Земле не бесконечны), знают и берегут живую природу, стремятся увеличить разнообразие живого мира (биоразнообразие), понимая, что от этих практических действий зависит устойчивость природы на нашей планете. Здесь придерживаются девиза «зеленых»: «Думай глобально, действуй локально».
«Зеленая школа» – это комплексный образовательный проект, целью которого в учреждениях дошкольного образования является формирование экологически грамотной личности ребёнка, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлениях. Его реализация осуществляется по пяти содержательным линиям:
1. Биоразообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения.
2. Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома и способов его сокращения
3. Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении дошкольного образования и дома и освоение способов её сбережения
4. Обращение с отходами – анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приёмов раздельного сбора мусора
5. Информационно-экологические мероприятия – реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование местного сообщества об экологических проблемах конкретной местности.
Таким образом, реализация образовательного проекта «Зелёные школы» способствует становлению целостной картины мира детей дошкольного возраста и основ культуры природоохранного познания ими окружающего мира.
В 2021/2022 учебном году в нашем учреждении реализован образовательный проект «Зелёные школы»
Решением Координационного совета образовательного проекта "Зелёные школы" от 07.10.2022 г. № 5 нашему учреждению присвоен статус "Зелёная школа" с вручением диплома II степени
План работы по реализации проекта «Зеленые школы»
02.09.2024План работы
государственного учреждения образования «Детский сад No 28 г. Гродно»
по реализации проекта «Зеленые школы» с 01.10.2024 по 30.08.2025
No п/ п |
Задание из “Положения о реализации образовательного проекта «Зелёные школы» | Направление, тема | Форма работы | Время проведения |
1 | БИОРАЗНООБРАЗИЕ | |||
1.1 |
Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
«Краски осени» |
Целевая прогулка по территории учреждения дошкольного образования |
октябрь |
«Нет листвы осенней краше» |
Выставка детского творчества |
октябрь | ||
«Осень в гости к нам пришла» |
Музыкальное развлечение |
октябрь | ||
Сбор семян цветочных культур |
Познавательная практическая деятельность |
октябрь | ||
«Природа вокруг нас». Деревья и кустарники ближайшего окружения |
Беседа |
октябрь | ||
«Осенний фейерверк» |
Творческий процесс создания букетов из осенних листьев. Совместная деятельность родителей и детей. |
ноябрь |
Создание и размещение в группах картосхемы территории учреждения дошкольного образования. Отметка на ней деревьев и кустарников | Познавательная практическая деятельность | ноябрь |
«Сравнение сосны и ели» | Познавательная практическая деятельность | декабрь | ||
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
«Бусы для птичек» |
Ручной труд (изготовление бус из ягод для дальнейшей подкормки птиц зимой) |
ноябрь | |
«Что за гости прилетели?» |
Наблюдение за птицами |
ноябрь | ||
«Покормите птиц зимой!» |
Акция (заготовка корма для птиц) |
ноябрь | ||
«Столовая для пернатых» |
Изготовление и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) кормушек для птиц (совместно с родителями воспитанников) |
ноябрь | ||
Информационно-экологические мероприятия |
«Столовая для пернаты»
|
Акция | ноябрь | |
«Не рубите ёлочки!» |
Акция | декабрь | ||
2. | ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ | |||
2.1 | Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
«Что такое электроприборы?» |
Составление плана-схемы учреждения с указанием основных приборов, потребляющих энергию, их мощность, режим работы |
октябрь |
«С большим уважением к энергосбережению» |
Тематический день |
ноябрь | ||
«Электроград для дошколят» |
Интерактивное занятие с мультицентром «Совушка» |
ноябрь | ||
«Где живёт электричество?» |
Экскурсия по учреждению дошкольного образования |
ноябрь |
2.2 | Провести изучение расходования тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
«Где живёт тепло?» |
Экскурсия в теплоузел |
декабрь |
«Куда уходит тепло в учреждении?» |
Составление плана-схемы учреждения дошкольного образования с указанием основных мест потерь тепла |
декабрь | ||
2.3 | Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования (ином учреждении, организации) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
Составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования |
Разработка плана | декабрь |
«Система работы по воспитанию культуры энергосбережения в учреждении» |
Совещание при заведующем |
январь | ||
2.4 | Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного образования |
Экологический патруль |
Размещение памятки «Закрывайте двери! Работает Сквозняк!» | декабрь |
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ | ||||
Провести изучение состава образующихся в учреждении образования (ином учреждении, организации) отходов и проанализировать источники их образования |
"Что такое мусор?» |
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» |
ноябрь | |
«Откуда берётся мусор» |
Познавательная беседа |
ноябрь | ||
«Труд взрослых осенью в детском саду» |
Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории учреждения и вывозу мусора |
ноябрь | ||
«Мусорные фантазии» |
Ручной труд. Использование бросового материала в изготовлении поделок. |
ноябрь |
«Что выбрасывается в нашем детском саду?» |
Познавательная практическая деятельность Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов |
декабрь | ||
Составление плана действий по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год | ||||
«Отходы и доходы» | Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» | |||
Информационно-экологические мероприятия | ||||
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, создана обучающимися, для родителей (законных представителей) |
«Сумка лучше чем пакет!» |
Оформление листовки |
ноябрь | |
«Экомода» |
Выставка творческих работ |
декабрь | ||